-------В
гравюре существует огромное число видов, подвидов, разновидностей
техники. Они рождаются в определенные эпохи, часто отмирают через
несколько десятилетий, трансформированными возрождаются в другое время.
И все это многообразие призвано к расширению выразительных возможностей
гравюры, к обогащению ее языка. Ведь гравюра в принципе располагает
гораздо более ограниченным диапазоном средств, чем, скажем, живопись:
линия и тональное пятно - лишь эти элементы лежат в основе каждого
гравюрного листа. И появление каждой новой техники рождает как бы
новый оттенок в использовании этих постоянных элементов. Но в своей
совокупности гравюрные техники чрезвычайно выразительны. При этом
каждая из них обладает своими особыми возможностями. Если попробовать
очень кратко некоторые из них определить, то эти различия, эту специфику
можно свести к следующему.
------Резцовая гравюра характерна
большим физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель
с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия
усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки,
пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют,
оттушевывают пластику изображенных фигур. Но кроме законченности,
отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы
переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера
гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику
резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный
физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего.
Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к
эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного
искусства близок к такому пониманию образа человека.
-----Появившийся несколько позже офорт
с технологической точки зрения полярно противоположен резцу. Офортная
игла процарапывает тонкую пленку лака с чрезвычайной легкостью, что
само уже провоцирует мастера к максимальной подвижности и свободе
линии. Офортист с одинаковой
непринужденностью может работать и длинным текучим штрихом, и короткими
ударами иглы, в его распоряжении есть повторное травление, создающее
широкую шкалу тональности, он всегда может в процессе работы внести
изменения и исправления в рисунок. Поэтому-то в офорте проявляется
интерес к световоздушной среде, которая передается диапазоном тональности,
и к подвижности характеристики, что связано с некоторой неопределенностью,
беглостью пластики. Образ, характерный для офорта, - всегда в становлении,
в процессе. Он может быть физически не закончен, но динамичен, психологически
глубок. И эта технологическая разница резца и офорта определяет и
различие типичных для них жанров, и совсем иные сферы применения.
Для резцовой гравюры характерны сюжетная композиция или репрезентативный
портрет. Для офорта - пейзаж, психологическая сцена, интимный портрет,
мгновенный набросок. Если резец внутренне близок к скульптурному
рельефу, то эстетика офорта сродни рисунку.
-----Мастер обрезной гравюры на дереве
режет по доске продольного распила, обрезая каждую линию ножичком
с двух сторон. Все изображение складывается из таких черных линий
и пятен, которые максимально контрастируют с белой бумагой. Эта звонкость
сопоставления черного и белого уже заранее определяет большую декоративность
обрезной гравюры, а контрасты черных и белых плоскостей, особенно
при работе белым по черному, создают эмоциональное напряжение.
Наконец, литография на редкость нейтральна по отношению к работе мастера:
на камне можно рисовать с той же легкостью, что и на бумаге - карандашом,
тушью, процарапывать, тушевать и т.п. И тем не менее литография -
это не просто способ тиражирования рисунка. Совсем другой характер
литографской краски, очень плотной и насыщенной, работа скребком,
позволяющим создавать подвижную белую линию, способность свести тон
на нет - все это создает очень богатые возможности для передачи динамики
света, для выражения романтического начала, для создания особой, живописной
тональности.
-----На этих немногих примерах нам хотелось
показать, что выразительные возможности каждой техники, ее язык и
ее эстетика всегда в гравюре определяются технологией, самим способом
обработки доски. И это объясняет, почему история гравюры насчитывает
такое большое количество разных техник.
-----В различные периоды в силу основных,
доминирующих образных свойств и стилевых качеств изобразительного
искусства эпохи сильнее всего развивается та или другая (иногда одновременно
несколько) техника гравюры.
-----В 15 веке - в первом столетии существования
гравюры, в счастливом равновесии существуют две основные гравюрные
техники: резец и обрезная ксилография. Между ними почти нет конкуренции.
Ксилография всем своим пластическим языком еще тесно связана с искусством
средневековья, тогда как резец воплощает в первую очередь новые, ренессансные
тенденции. Обе эти техники имели и разного потребителя. Если ксилография
предназначалась главным образом для низших слоев населения (что определяло
и ее дешевизну, религиозную тематику и декоративный выразительный
язык), то резцовая гравюра обращалась к слоям образованным, с их интересом
к ученой, гуманистической тематике. С середины 15 века происходит
разделение этих техник и в другой плоскости: ксилография почти целиком
уходит в книгу, резцовые же гравюры получают самостоятельное, не прикладное
назначение. Можно отметить и еще одно отличие этих техник. В Италии
развивается в основном резец, на севере - в большей степени ксилография.
Шестнадцатый век - это век резцовой гравюры. В первой трети века очень
значительную роль (особенно в Германии) играет ксилография, хотя именно
в этом столетии рождаются офорт и кья-роскуро, но все крупнейшие мастера
гравюры работали в резце - от А.Дюрера, Луки Лейденского и Ж.Дюве
до Х.Гольциуса. Резцовая техника оказывается настолько авторитетной,
что заставляет и ксилографию, и офорт подражать своему языку. И это,
в конечном счете, убивает ксилографию и вынуждает офорт таиться в
немногих мастерских живописцев.
Но в 17 веке именно офорт получает все возможности для расцвета. Общие
черты искусства этого времени: интерес к среде и пониманию человека
как элемента этой среды, переживание пространства, ритмическое единство
света и тени, ощущение многоплановости человеческой личности - все
это естественнее всего было выразить в офорте. И столетие дало много
выдающихся мастеров офортной техники: А.Ван Дейк, Ж.Калло, К.Лоррен,
Г.Сегерс, Рембрандт - и это лишь самые значительные имена. Резцовая
гравюра продолжает существовать, она даже становится наиболее уважаемой
техникой, но, за исключением репрезентативного портрета (жанра, который
дал таких мастеров, как К.Меллан, Р.Нантейль, Ж.Эделинк), она развивается
почти целиком как техника репродукционная.
-------Как раз этот аспект резцовой гравюры
утверждается в 18 веке. В это время нельзя выделить какую-либо одну
технику: появляются все новые виды гравюры - меццо-тинто, акватинта,
пунктир, лавис, карандашная манера. Все они развивались
исключительно как репродукционные техники, так же как и традиционный
резец. Гравюра стала осознавать себя вторичным "малым искусством",
лишь отражающим блеск и достижения современной живописи и рисунка.
Не случайно так много известных граверов ушли в книжную иллюстрацию:
гравюра стала разновидностью прикладного искусства. Но при этом очень
расширилась география гравюры. Появились значительные национальные
школы в Англии, России, но и там это были в основном школы репродукционной
гравюры. Лишь в Италии работают два крупнейших мастера творческой
гравюры - мастера офорта Дж.-Б.Пиранези и Дж.-Б.Тьеполо. Только в
самом конце i8 века, как бы в предвестии новой эпохи, к гравюре обращаются
еще два выдающихся художника - Ф.Гойя и У.Блейк, работавших уже в
следующем столетии.
------Для гравюры 19 века огромную роль
сыграло изобретение фотомеханики. Она убила репродукционную гравюру,
сделала ее анахронизмом. Зато творческая гравюра переживает новый
расцвет. Напомним, что лучшими, ведущими мастерами этого вида искусства
были в прошлом веке крупнейшие живописцы Э.Делакруа, Э.Мане, Э.Дега,
К.Писсарро, Дж.Уистлер, П.Гоген, Э.Мунк, В.Серов. Совсем молодая литография
и далеко не исчерпавший свои творческие потенции офорт стали ведущими
техниками века. К 1830-м годам практически исчезли все изысканные
техники репродукционной гравюры. Но 19 век родил свою собственную
репродукционную технику - торцовую гравюру на дереве, и она существовала
до конца столетия, когда отмерла, не выдержав конкуренции со все более
изощренными фотомеханическими процессами.
Наше время определяется полным расцветом всех традиционных и появлением
множества новых техник гравюры. Были открыты неизвестные ранее выразительные
возможности в давно забытых, казалось бы, техниках - меццо-тинто,
кьяроскуро, резце.
Большинство крупнейших художников 2О века работают в разных видах
гравюры. Более того, сам гравюрный стиль начал оказывать сильное воздействие
на живопись и рисунок.
Какие характерные черты присущи гравюре в целом как виду искусства?
Прежде всего надо отметить, что гравюра стоит как бы между живописью
и рисунком: она как живопись обязательно предназначена для зрителя,
но она как рисунок вступает с этим зрителем в особые, хочется сказать,
интимные, отношения, возникающие оттого, что он держит ее в руках,
рассматривая, а не стоит поодаль в почтительном созерцании, как в
случае с живописью.
------Гравюра - это отпечаток плоской
доски на плоском же листе бумаги. И эта плоскостность гравюры проявляется
в характере гравюрного пространства, обычно очень неглубокого, иногда
разделенного на несколько планов, часто не конкретного. Ведь всякую
картину (во всяком случае, картину, написанную до 20 века) мы можем,
сделав известное усилие, представить как некую реально существующую
сцену. С гравюрой этого не может произойти, в ней нет той меры иллюзии,
что у живописи; держа ее в руках, мы видим, что она состоит из линий
и пятен, вполне условных, что она напечатана на тонком листе бумаги,
что ее края, ее свет, само ее пространство - эта та же бумага. И от
этого гравюра кажется скорее образом, знаком, схемой, намеком на явление,
чем конкретным изображением его. Когда мы разглядываем гравюру, мы
как бы читаем ее, штрих за штрихом, линия за линией, что создает определенную
временную последовательность рассмотрения, то есть оттенок повествовательное.
Вот это соединение свойств отвлеченности и повествовательности - особое,
специфическое качество гравюры. Возможно поэтому так закономерно гравюра
входит в книгу как иллюстрация, поэтому для нее так естественна форма
серии, связанной единым сюжетом, как у Калло или Хогарта, поэтому
в ней возможен гиперболизм, как у Гойи, символика, как у Редона, активная
метафора, как у Тулуз-Лотрека, сатира, как у Домье. В живописи все
это невозможно именно в силу тяготения ее к конкретности, иллюзорности,
зрительной убедительности, в рисунке же - сложно из-за его излишней
беглости, динамичности, случайности. Конечно, это самые общие признаки
гравюры, но они могут быть отнесены ко всему этому виду искусства.
О технике гравюры
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Москва,
"Изобразительное искусство" 1987 год