Выпуклая гравюра
-----Ксилография. Самая древняя
техника гравюры. На Востоке наибо лее ранний из оттисков на бумап датирован
868 годом. В Европе появляется на рубеже 14 - 15 веков, первая датированная
ксилография относится к 1418 году. До конца 18 века существовала лишь обрезная,
или продольная, ксилография. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши,
яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается,
поверх грунта пе ром наносится рисунок, затем т нии с обеих сторон отрезаются
острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину
2 - 5 миллиметров. При печати к накладывается (прежде тампонами, впоследствии
- валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно
придавливается - прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит
на бумагу. При обрезной гравюре композиция оказывается комбинацией черных
линий и контрастных пятен.
Углубленная гравюра
В металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механическими или химическими
способами углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек. Затем в углубления
тампонами вбивается краска, доска покрывается влажной бумагой и прокатывается
между валиками печатного станка. Основные разновидности углубленной гравюры
на металле:
-----Резцовая гравюра. Появилась
в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к
1446 году. Рисунок врезается в металлическую доску стальным резцом квадратного
сечения с ромбовидным срезом. Этот способ позволяет работать только комбинациями
чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.
-----Офорт. Возник в начале 16
века. Первая датированная гравюра относится к 1513 году. Доска покрывается
кислотоупорным лаком, рисунок иглой процарапывается в лаке, обнажая поверхность
металла. После погружения доски в кислоту, в металле протравливается рисунок.
Офорт дает около
5ОО оттисков.
Плоская гравюра
Техника литографии изобретена в 1796 году в Германии А.Зенефельдером.
В литографии используется способность некоторых пород известняка не принимать
на себя краску после протравливания слабой кислотой. Процесс работы над литографией
заключается в следующем: пластина из известняка
Цветная гравюра
Цветная гравюра получается двумя различными способами. В первом случае на
одну доску накладывается тампонами краска разного цвета, после чего доска
печатается. При таком способе цвет в гравюре оказывается приблизительным и
каждый оттиск отличается от другого. Другой способ - для каждого цвета или
тона используют отдельную доску, которая обрабатывается лишь в соответствующих
местах. Эти доски, покрытые каждая своей краской, последовательно печатаются
на одном листе бумаги.