Выпуклая гравюра
-----Ксилография. Самая древняя техника гравюры. На Востоке наибо лее ранний из оттисков на бумап датирован 868 годом. В Европе появляется на рубеже 14 - 15 веков, первая датированная ксилография относится к 1418 году. До конца 18 века существовала лишь обрезная, или продольная, ксилография. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пе ром наносится рисунок, затем т нии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2 - 5 миллиметров. При печати к накладывается (прежде тампонами, впоследствии - валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается - прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При обрезной гравюре композиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Углубленная гравюра
В металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механическими или химическими способами углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек. Затем в углубления тампонами вбивается краска, доска покрывается влажной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Основные разновидности углубленной гравюры на металле:
-----Резцовая гравюра. Появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году. Рисунок врезается в металлическую доску стальным резцом квадратного сечения с ромбовидным срезом. Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.
-----Офорт. Возник в начале 16 века. Первая датированная гравюра относится к 1513 году. Доска покрывается кислотоупорным лаком, рисунок иглой процарапывается в лаке, обнажая поверхность металла. После погружения доски в кислоту, в металле протравливается рисунок. Офорт дает около
5ОО оттисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Плоская гравюра
Техника литографии изобретена в 1796 году в Германии А.Зенефельдером. В литографии используется способность некоторых пород известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой. Процесс работы над литографией заключается в следующем: пластина из известняка

 

 

 

 

 

 

 


Цветная гравюра
Цветная гравюра получается двумя различными способами. В первом случае на одну доску накладывается тампонами краска разного цвета, после чего доска печатается. При таком способе цвет в гравюре оказывается приблизительным и каждый оттиск отличается от другого. Другой способ - для каждого цвета или тона используют отдельную доску, которая обрабатывается лишь в соответствующих местах. Эти доски, покрытые каждая своей краской, последовательно печатаются на одном листе бумаги.

ИСТОРИЯТЕХНИКА

О ТЕХНИКЕ ГРАВЮРЫ

Термин "гравюра" включает в себя все способы ручной обработки деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания оттисков. В соответствии с тем, какая часть доски покрывается краской; при печати, то есть оказывается печатающей, различают три вида rpaвюры: выпуклая гравюра (гравюра на дереве, или ксилография, гравюра на линолеуме и рельефная гравюра на металле), углубленная гравюра (все другие разновидности гравюры на металле) и плоская гравюра (литография и ее разновидности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последней четверти 18 века англичанином Т. Бьюиком был введен в употребление способ торцовой, или поперечной, ксилографии, при котором доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно поверхности доски. При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом - штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500 - 2000 хороших оттисков.
----- Рельефная гравюра на металле. Употреблялась лишь до начала 15 века. Пластина из меди, латуни, олова или свинца обрабатыва ется специальными резцами так, что в результате гравирования ов становится аналогичной доске об резной ксилографии; печатается как последняя.Рельефная гравюра на металле. Употреблялась лишь до начала 15 века. Пластина из меди, латуни, олова или свинца обрабатыва ется специальными резцами так, что в результате гравирования ов становится аналогичной доске об резной ксилографии; печатается как последняя.
-----Гравюра на линолеуме. Возникла на рубеже 19 - 2О веков. Линоле ум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогну тых стамесок, так же как и в обрезной ксилографии. Краска нака тывается валиком, печатается, ка гравюра на дереве. Гравюра на линолеуме дает около 500 хороших оттисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

------Гравюра сухой иглой. Медная доска процарапывается непосредственно офортной иглой, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах ("барбах") Гравюра сухой иглой дает до 100 оттисков.
-----Пунктирная манера. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине 18 века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пунсонами.
Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине 18 века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.
-----Мягкий лак. Техника возникла в 18 веке. Доска покрывается лаком с сильной добавкой сала. На нее кладут шершавую бумагу и наносят рисунок, затем бумага снимается вместе с приставшими кусочками лака, обнажая поверхность доски. После травления и печати оттиск воспроизводит фактуру бумаги.
-----Акватинта. Изобретена во Франции в середине 18 века для воспроизведения в гравюре тонового рисунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 1000 оттисков.
-----Лавис. Металлической кистью сильной кислотой рисуют непосредственно по доске, которая из-за зернистости металла протравливается неравномерно, что в свою очередь придает оттиску тон различной силы. Лавис дает несколько десятков оттисков.
----Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Специальным инструментом - "качалкой" на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон. Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается "гладилкой", причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми. Меццо-тинто дает около 200 оттисков.

 

 

 

 



сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется "корн", или "корешок"). На подготовленном таким образом камне рисуют специальным карандашом или пером и кистью, употребляя литографскую тушь. Камень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гуммиарабика. В результате протравливания покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску; чистые же поверхности камня ее отталкивают. Доска покрывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге. Иногда вместо известняка используют специально подготовленные пластины из цинка или алюминия. Часто рисуют литографским карандашом или тушью не на камне, а на особой, так называемой автографской, или переводной, бумаге, после чего рисунок передавливается на камень. Весь последующий процесс такой же, как и в классической литографии. Литография дает несколько тысяч оттисков.

 

 

 

 

 

 


Одна из разновидностей цветной гравюры - кьяроскуро - техника ксилографии, развивавшаяся главным образом в 16веке. Каждая доска отличается от другой не только цветом, но и оттенком тона, причем чаще всего на каждой доске вырезается лишь часть композиции: целиком последняя появляется на оттиске лишь в результате печатания со всех досок.
-----Состояние. Фиксированная в оттиске стадия работы гравера над доской называется "состоянием". У некоторых художников, особенно офортистов, известно до двадцати состояний одной гравюры.

 


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Москва, "Изобразительное искусство" 1987 год


ИСТОРИЯ

ГРАФИКА

ГРАВЮРА
КОМПОЗИЦИЯ
АКВАРЕЛЬ
ЖИВОПИСЬ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 

 

 

 

Hosted by uCoz