------И хотя основные
разновидности гравюры имеют свои технологические прототипы, существовавшие
в более ранние времена (для ксилографии это штампы-печати и набойка,
для резцовой гравюры - это ремесло золотых дел мастеров, для офорта
- мастерские оружейников), но гравюра в истинном смысле слова, как
отпечаток на бумаге изображения, вырезанного на специальной доске,
появляется только в это время.
----Это исключительное для истории явление,
рождение совершенно нового вида искусства, определялось несколькими
причинами - технологическими, эстетическими, социальными. Для того
чтобы гравюра развивалась, прежде всего должен был появиться подходящий
и легко доступный материал, на котором гравюра могла печататься. В
истории известны случаи, когда гравюра печаталась на пергаменте, на
атласе, на шелке, на полотне, но все эти материалы или малоподходящи
для печати или дороги. Только с широким распространением бумаги гравюра
обрела основу своей технологии, податливый, легко принимающий на себя
различного рода изображения, дешевый материал. А бумага, начавшая
изготовляться в Европе в 12 веке, стала привычной к концу 14 века.
-Это совпало с распадом средневекового
высокосинтетического типа искусства.
К 15 веку в изобразительном искусстве все активнее нарастает стремление
к более визуально точному отражению натуры, интерес к научной перспективе;
светская, мирская тематика все больше привлекает художников. И изобразительное
искусство в каком-то смысле поляризуется: тенденции натуральности,
зрительной точности и убедительности развивает в первую очередь живопись,
а только что появившаяся гравюра принимает на себя качества символичности,
отвлеченности. В средневековом искусстве эти свойства были неотъемлемыми
от натуралистических черт, но с уходом натурализма преимущественно
в живопись, они потребовали новых способов воплощения.
-----Наконец, с эпохой Возрождения стабильные,
часто даже статичные, людские общности приходят в движение. Довольствовавшиеся
ранее алтарными образами в местных церквах, скульптурными украшениями
городских соборов, люди новой эпохи стремятся иметь изображения местных
и личных святых, которые не только висят на стенах в их жилищах, но
и могут сопровождать их в путешествиях, в деловых поездках. И этой
цели как нельзя лучше удовлетворяла дешевая и портативная гравюра.
Гравюра обладает особым свойством, в наибольшей степени отличающим
ее от всех других видов изобразительного искусства. Это свойство -
тиражность. По самому своему определению - отпечаток, сделанный
с особым образом обработанной деревянной, металлической или каменной
доски, - гравюра всегда существует в нескольких, а часто во многих
экземплярах. Нередко задают вопрос: не лишает ли это гравюру оригинальности,
позволяет ли это ей числиться среди основных видов изобразительного
искусства, не низводит ли это ее до уровня репродукции?
-----Тут надо в первую очередь отметить,
что отпечаток на бумаге и есть цель всего творческого процесса гравера,
сама гравюрная доска играет роль, сравнимую с материалами и инструментами
в живописи, не более. С самого своего возникновения гравюра заговорила
на особом языке, стала применять специфические средства, резко отличающие
ее от рисунка и живописи. И даже в тех, в отдельные эпохи частых случаях,
когда гравюра воспроизводит живописную композицию другого художника,
она не просто репродуцирует ее, но как бы переводит на свой, совсем
другой язык, язык не цвета, но тональности, не мазка, но линии и точки;
даже репродукционная гравюра - это всегда, если воспользоваться пушкинским
словом, "перевыражение" живописного прототипа. Кроме того,
следует, может быть, напомнить, что и в других видах искусства произведение
далеко не всегда существует в единственном экземпляре: экспонируемая,
скажем, в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина скульптура
О.Родена "Мыслитель" находится и в некоторых других музеях,
и все ее отливы - в равной мере оригиналы. С еще большим основанием
можно провести аналогию и с каким-либо замечательным произведением
книжного искусства: от того, что книга вышла, к примеру, из типографского
станка Альда Мануцдя или из рук Анри Матисса в нескольких сотнях экземпляров,
она ничего не утеряла в своей художественности.
-----Появление тиражируемого вида искусства
имело огромное общекультурное значение. До того, как родилась гравюра,
у людей не было другого способа сообщить о явлении, о каком-либо предмете
или устройстве, о необычной внешности или характере местности, кроме
как описать все это словами, при всей неконкретности словесного описания.
Гравюра дала возможность пользоваться наглядным изображением, а присущее
ей свойство тиражности позволяло широко распространять подобное изображение.
Во второй половине 15 века появляются книги с иллюстрациями, показывающими
различные орудия или устройство Солнечной системы, специфику тех или
иных растений, виды городов. Конкретные знания, представление о мире
давала человечеству гравюра. И это продолжалось до середины 19 века,
когда появились фотография и фотомеханика, заменившие в этом смысле
собою гравюру.
-----Напомним об одном, может быть, частном,
но очень существенном оттенке этого явления. Уже в начале 20 века,
когда в искусстве начали особенно цениться индивидуальность выражения,
личный почерк художника, неповторимость стилевых черт, с этого времени
стало принято с некоторым презрением относиться к репродукционной
гравюре, воспроизводящей оригинал другого художника, тогда как до
этого, в течение нескольких столетий, такая гравюра ценилась знатоками
нисколько не меньше, чем гравюра оригинальная, сделанная мастером
по собственному рисунку. Но ведь все знание о произведениях мирового
искусства до конца 19 века и художникам, и обычным любителям давала
именно гравюра. Мало кто мог объехать все музеи Европы и познакомиться
с оригиналами: гравюра оказывалась способом общения художников между
собой. Когда молодому Рембрандту посоветовали поехать в Италию, он
ответил, что с итальянским искусством можно познакомиться и в Голландии:
он имел в виду именно гравюру. Рубенс был при жизни известен во всех
европейских странах в первую очередь из-за того, что при нем работала
мастерская граверов, воспроизводивших его картины. Античное искусство,
известное в подлинниках до 19 века только в Италии, по гравированным
изображениям знали все мастера Европы.
-----Надо отметить и социальный аспект
тиражной гравюры. В моменты общественного подъема, классовых волнений,
религиозных восстаний и политических революций именно гравюра принимала
на себя агитационную роль. При почти поголовной неграмотности социальных
низов гравированное изображение, расходящееся в сотнях и тысячах листовок,
воззваний, портретов, сатирических картинок, было своего рода бродильным
ферментом таких общественных движений. Достаточно назвать хотя бы
листовки времен Крестьянской войны в Германии в начале16 века или
гравюры эпохи Английской буржуазной революции 17 века, или карикатуры
эпохи Великой французской революции 18 века, или, наконец, русские
народные картинки времен Отечественной войны 1812 года. И это было
возможно как раз в силу тиражности гравюры.
----Но когда мы имеем в виду чисто художественную
гравюру, то обстоятельство, что каждое произведение существует в нескольких
экземплярах и что люди в разных концах света могут его видеть одновременно,
только, может быть, прибавляет достоинств этому виду искусства. Утрачивая
в редкости, уникальности, гравюра выигрывает в демократичности,
она как бы сама идет навстречу зрителю. Кроме того, абсолютная идентичность
всех отпечатков с одной и той же доски в большой мере фикция, принятая
условность. Доски стираются при печати, и отпечатки начинают различаться
по насыщенности цвета, по общей тональности. Часто граверы печатают
оттиски с одной и той же доски разной краской, а то и добиваясь различного
эффекта, как это делал Рембрандт. И когда мы смотрим одновременно
несколько экземпляров одной гравюры, то они, скорее всего, воспринимаются
нами как легкие вариации одного и того же изображения, и это сообщает
им словно бы добавочное измерение, своего рода образную объемность.
----Но тиражность - это только одно из
свойств гравюры. Гравюра - особый вид изобразительного искусства и
она обладает своим языком, своей эстетикой, своими возможностями,
отличными от других видов искусства. И в очень большой мере это своеобразие
гравюры определяется технологической ее стороной.
Продолжение
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Москва,
"Изобразительное искусство" 1987 год